У вас есть вопрос по рекламе в интернете и раскрутке сайтов? Задайте его здесь и вам ответят. Вы уже всё знаете? Помогите тем, кто знает пока не всё. Правила форума|
Сделать стартовой|Добавить в избранное.
19 Апр 2005 Вт 19:38 Договор о рекламе в Интернете - особенности
Идея рекламироваться в интернете родилась, вероятно, вместе с самой Всемирной паутиной. А вот ее юридическое оформление несколько запоздало. Соответственно, и сегодня при оформлении договора на размещение, скажем, баннера нередко допускаются непростительные ошибки.
Размещение рекламы в интернете регулируется договором об оказании рекламных услуг. Такой договор не выделен в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора. Вместе с тем в п. 2 ст. 733 гл. 39 говорится, что "правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44-47, 49, 51 настоящего кодекса". Под "иными услугами", вероятно, следует понимать и рекламные, поскольку в вышеперечисленных главах не упоминается опосредующий их договор.
Реклама в интернете может существовать в нескольких формах: в виде небольших текстовых и/или графических блоков, размещаемых на сайте (баннеров); в виде произвольно открывающихся интернет-страниц ("всплывающих" окон); в виде оплаченных результатов поиска в поисковых системах и др. Наиболее распространенными в настоящее время являются баннеры.
На что следует обратить внимание при заключении договора о размещении рекламы в виде баннера?
В начале договора желательно дать определение баннера. Например, баннер для целей договора — это графический или текстово-графический прямоугольный или квадратный блок с информацией, размещаемый на интернет-странице. Это определение поможет устранить некоторые конфликты, которые могут возникнуть между контрагентами: например, если владелец интернет-сайта разместит рекламу в виде бегущей строки и будет настаивать на том, что это и есть баннер.
Как и в договорах о размещении рекламы в газетах и других печатных СМИ, в данном случае важно предусмотреть параметры блока с рекламной информацией: размер, место его расположения и т. п. Разместить баннер можно либо на так называемой стартовой странице интернет-сайта, с которой обычно начинается посещение данного интернет-ресурса, либо на последующих. Стартовая страница — как правило, самая посещаемая и, следовательно, наиболее привлекательная и выгодная для размещения рекламы.
Расположение баннера и его размер желательно указывать в таких часто применяемых в компьютерной графике единицах, как пиксель. Потому что разные программы для просмотра интернет-страниц (браузеры) могут отображать одни и те же сайты по-разному, следовательно, один и тот же баннер может несколько смещаться на мониторе по вертикальной и горизонтальной осям, а также увеличиваться или уменьшаться в размерах. Поэтому традиционные единицы измерения (миллиметры, сантиметры) в такой ситуации не могут служить адекватным инструментом. Можно определить расположение баннера выражениями "сверху страницы", "снизу страницы", "в правом верхнем углу" и т. п.
Важно также предусмотреть тип файла баннера, если он будет содержать какие-то рисунки, фотографии, анимацию. Этими типами (расширениями) файлов могут быть .jpg, .gif и др.
Условия размещения рекламы владельцы сайтов часто сообщают на отдельной интернет-странице. Однако оговорить все эти условия следует в самом договоре, потому что в случае возникновения спора для подтверждения своей правоты в суде будет сложно сослаться на виртуальный документ: процедура оформления таких доказательств пока не разработана. Более того, недобросовестному владельцу сайта не составит труда подменить веб-решение, использовавшееся им до возникновения спора.
Стороны могут предусмотреть право заказчика изменять содержание баннера определенное количество раз в течение времени действия договора. Но делать это нецелесообразно, если заказчик желает применить так называемую "баннерокрутилку". В этом случае при каждом открытии интернет-страницы на одном и том же месте появляется баннер с новым содержанием.
Известно, что файл баннера, содержащий рисунки, фотографии, видеофрагменты и т. п., может занимать значительный объем, поэтому в договоре целесообразно предусмотреть максимальный его размер в байтах. В конечном счете за "доставку" рекламной информации платит посетитель сайта (чем больше байтов имеет файл баннера, тем дольше открывается интернет-страница, что приводит к увеличению расходов посетителя), и увеличение времени загрузки интернет-сайта может снизить его популярность среди пользователей.
Нелишним будет указать в договоре право заказчика получить доступ к расширенной статистике интернет-сайта. По такой статистике можно узнать, каков прирост новых посетителей, распределение аудитории по доменам и многое другое. Эти сведения помогут в проведении более гибкой рекламной политики.
Также необходимо оговорить возможность одностороннего изменения цены договора в случае значительного увеличения или уменьшения посещаемости сайта, на котором размещается баннер. Такое право должно быть и у заказчика, и у исполнителя.
Цена в таких договорах обычно предусматривается как плата за определенное количество показов баннера. Но можно предусмотреть, что она будет зависеть от времени, в течение которого баннер "висит" на сайте. Еще одним способом определения цены является подсчет количества посетителей, которые, "кликнув" по баннеру, зашли с сайта исполнителя на сайт заказчика. В последнем случае, правда, возможна так называемая "накрутка", то есть недобросовестные действия исполнителя, направленные на формальное увеличение посещаемости сайта заказчика. Такие недобросовестные действия могут выражаться в "пустом кликании" по баннеру рекламодателя.
Важными являются условия об ответственности сторон и ее ограничении. Специфика интернета позволяет предусмотреть некоторые случаи, когда исполнитель не должен нести ответственность. Например, за любые задержки, прерывания, ущерб или потери, происходящие из-за дефектов в любом электронном или механическом оборудовании, не принадлежащем исполнителю, за проблемы при передаче данных или соединении, возникшие не по вине исполнителя.
В заключение нужно отметить некоторые правовые проблемы, которые не решены в действующем законодательстве. В силу того, что интернет-сайт доступен в любое время суток из любой точки планеты, те или иные баннеры своим содержанием могут нарушать национальные законы о рекламе. Так, в законодательствах некоторых стран есть ограничения по времени трансляции рекламы эротического содержания (не раньше определенного времени суток) или запрет на рекламу огнестрельного оружия. Понятно, что такие требования применительно к интернету выполнить очень сложно. Более того, реклама, этичная по законодательству одного государства, может быть не признана таковой по законам другого государства.
Как видите, договор о размещении баннеров в интернете имеет свои нюансы, и их достаточно много. Забывать о них не стоит хотя бы потому, что неточное или неполное исполнение владельцем сайта своих обязанностей может резко снизить эффективность всей вашей рекламной кампании.
http://webrating.ru/promo/promo_news_arch/?NEWS_GROUP=runet_news#9617